Афоризм дня: У человека всегда должно быть горячее сердце и холодное пиво.
     Твердо верившие в загробную жизнь египтяне
оснащали умерших всем необходимым.
Без пива древние египтяне не представляли себя ни на том, ни на этом свете.
На стенах гробниц они высекали сначала в рельефе процесс изготовления пива.
В конце III тысячелетия до нашей эры в гробницах вместо барельефов появились
деревянные модели с раскрашенными фигурками пивоваров, которые размещали в
ящиках, имитирующих определенные помещения дома.
Так, в одной из гробниц обнаружили миниатюрную пивоварню. Модель, изготовленная в
районе Ассиута в Среднем Египте в XX веке до нашей эры, стала экспонатом Каирского
музея. 10 мая 1913 года ее приобрел хозяин и основатель Жигулевского пивного завода
Альфред фон Вакано. После революции экспроприированные ценности заводского музея попали
в Музей Самарского научно-краеведческого общества. В 1931 году композицию, изображающую
процесс растирания хлебных лепешек для заквашивания, передали в ленинградский Эрмитаж.
Ныне копия этой пивоварни украшает и экспозицию первого в России музея Пива Комбината им.
Степана Разина.
     При раскопках в Шеих-Абд-ель-Кварне нашли мумию, хранившуюся около 3000 лет. На ее шее
находился венок из проросших ячменных зерен, переплетшихся корнями ростков между собою.
Во времена Страбона пиво было популярно в Александрии. Согласно одной приписке на папирусе,
во время торжественных празднований в честь богов пиво смешивали с вином и медом.
Пиво было известно и в Карфагене. Традиции пивоварения в Северной Африке практически не прерывались.
В другой древнейшей цивилизации Востока — Шумере (в Месопотамии, точнее южной части Междуречья
Тигра и Евфрата) также издавна культивировался ячмень. Как свидетельствуют клиновидные письмена
на глиняных табличках III тыс. до н.э. в царской пивоварне г. Лагаш только за два месяца было
переработано 300 тонн ячменя. Немецкий археолог Е. Хубер нашел клинопись этого же времени с
рецептами не менее 15 разновидностей пива, которые ему удалось изготовить. Пивовары в Шумере
освобождались от воинской службы, а покровительницей пивоварения была богиня Нинкаси, что в
переводе означает: «Ты, которая так щедро напоила меня».
В древнем Вавилоне цивилизация которого пришла на смену шумерской, во II тыс. до н.э.
пиво также было широко распространено. На каменном столбе с надписями, найденном на месте
г. Сузы и ныне хранящемся в Лувре, предусматривались суровые наказания недобросовестным
пивоварам, разбавлявшим пиво водой. Уличенные в преступлении могли выбрать один из способов
казни: быть утопленными в бочке с пивом или пить пиво, пока не упадут мертвыми.
     Среди самых старых поклонников пива у арийских народов известны фригийцы, заселившие во II
тысячелетии до н. э. Малую Азию, и фракийцы, проживавшие в основном на Балканах и в низовьях Дуная.
Пиво было традиционным напитком и у кельтов, живущих тогда на значительной территории Галлии.
Посидоний в I в. до н.э. упоминает о приготовлении ими пива из пшеницы и меда.
     Название «пиво» - общее для всех славянских языков (что свидетельствует о его древности) и
происходит от слова «пить». Легкое пиво называли «полпивом». Более поздним словом является
«брага», обозначавшее домашнее пиво каждый раз разного качества, с добавлением различных
ароматизаторов, среди которых долгое время не было хмеля. Различали брагу простую, брагу
малиновую, брагу овсяную, пшеничную, сусляную, густую, сладкую, медовую - все они считались
разными напитками. Не исключено, что именно на территории Восточной Европы, впервые стали
употреблять хмель при пивоварении, первоначально — дикий.
Вопреки распространенному мнению хмель не усиливает опьяняющие качества пива,
а придает ему приятный легкий вкус и аромат, а также способствует сохранности пива,
так как процесс пастеризации появился только в 60-х годах XIX века.
Пиво варили первоначально из проса, широко распространенного у восточных славян и других
народов. Итальянский путешественник XV века И. Барбаро, писал о Московском государстве:
«Там нет винограда, но одни изготовляют вино из меда, другие варят брагу из проса. И в то
и в другое кладут цветы хмеля, которые создают брожение; получается напиток… опьяняющий
как вино». У тюркских народов такой напиток назывался «буза».
     Пиво, так же как и мед разной крепости, было непременным напитком на княжеских пирах, и в
дни деревенских праздников во времена, когда «фряжские» напитки (западноевропейские виноградные вина)
были редкими и дорогими, а «хлебного вина», то есть водки, еще не знали.
Справный хозяин должен был держать пиво про запас и для угощения гостей. В «Домострое», отразившем
реалии русского быта XV-XVI веков, был дан совет: «А коли один живет человек и не очень богат да
запаслив, держит для гостя пивцо в запасе, в марте сварив переварки ячневой да подсытив ее; и
простое пивцо тоже есть. Медку же сготовить к празднику и впрок сохранять во льду, засечь в нем
медок и мартовское пивко».
     При отце Петра I царе Алексее Михайловиче пиво варилось в кремлевском Сытном дворе, заведовавшем
различными напитками. Он получил свое название от «сыты» — воды, насыщенной медом. Двор занимал
более 30 погребов и ледников, где кроме квасов, медов и морсов, сохранялось различное пиво —
«малиновое», «мартовское», «поддельное» или «приправленное» (то есть с медом), «приказное»,
то есть сваренное по особому приказу. Так как Россия в начале XVII века была отрезана от
берегов Балтики, импортное пиво поступало через Архангельск на английских, ганзейских,
голландских кораблях, но в небольших количествах.
Данным утверждается, что эти материалы не являются журналом,
никак в коммерческих целях не используются, а являются просто
частным хранилищем полезной и интересной информации.
Все, что тут собрано, не является каким либо ноу-хау и может быть
прочитано в интернет-изданиях, широкий ассортимент которых можно
посмотреть воспользовавшись ссылками в нашем каталоге.